1.Общие положения

Прирост населения, а следовательно и объемов образования ТБО, обусловливает повышение требований к санитарному содержанию  территорий населенных пунктов, в частности, к своевременному сбору и вывозу твердых бытовых отходов, поскольку именно от организации этого вида деятельности ЖКХ зависит в значительной мере качество среды обитания и экологическая безопасность на территории населенного пункта.

В свою очередь, обеспечение необходимых стандартов качества требует комплексного подхода к удалению бытовых отходов, в том числе к механизации всех технологических процессов, улучшению технико-экономических показателей применяемых машин и оборудования. Одной из основных целей планирования текущей деятельности и развития специализированных организаций по санитарной уборке городов и поселков, является определение минимально допустимого уровня суммарного финансирования с учетом, с одной стороны, предотвращения критического переизноса машин и оборудования, ведущего к снижению качества предоставляемых услуг и экологической безопасности, а, с другой, - предельных возможностей бюджета территории и доходов семей.

В этих условиях возрастает роль экономически обоснованных тарифов как основы планирования и прогнозирования уровня жилищно-коммунального обслуживания, одним из основных видов деятельности которого является сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов.

1.1. Основными целями введения экономически обоснованных тарифов и повышения объективности их формирования являются:

- защита интересов потребителей, в том числе населения, при переходе специализированных организаций в режим безубыточного функционирования, предотвращение необоснованного завышения уровня платежей;

- учет платежеспособного спроса потребителей услуг, их готовности и возможности оплачивать услуги соответствующего качества по установленной стоимости для предотвращения роста дебиторской задолженности (увеличения неплатежей), роста социальной напряженности в результате увеличения числа семей, нуждающихся в субсидиях, и объема бюджетных средств, необходимых для их предоставления;

- определение потребности в финансовых средствах, обеспечение рационального планирования бюджета муниципальных образований;

- создание механизма регулирования цен на услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов, в том числе путем проведения конкурсов на право заключения договора на этот вид деятельности;

- создание ценового регулятора, то есть условий, при которых повышение тарифов до величины реальных затрат будет соответствовать повышению качества предоставляемых услуг и выполняемых работ до нормативных требований.

 

2.Алгоритм расчета тарифа

В основе расчета экономически обоснованного тарифа лежит потребность специализированных организаций в общей сумме доходов, которая складывается из суммы плановых затрат (потребности предприятия в финансовых средствах на текущую деятельность и обеспечение воспроизводства основных фондов) и суммы прибыли, необходимой для обеспечения развития, создания фонда социального развития и уплаты налогов, а также объем реализации услуг населению, промышленным и прочим потребителям.

Таким образом, экономически обоснованный тариф должен обеспечить выполнение производственной программы организации, а также ее плана развития.

Рассчитанное таким образом значение ЭОТ проверяется на соответствие стандартам, скорректированным с учетом местных особенностей.

Основной целью планирования текущей деятельности и совершенствования организаций, специализирующихся на санитарной уборке городов является подсчет минимально допустимого уровня финансирования. При этом, нужно учитывать, как предотвращение критического износа оборудования и машин, который ведет к понижению качества предоставляемых услуг и несѐт угрозу экологической безопасности, так и возможности территориального бюджета и семейных доход в данном регионе.

В данных условиях значение экономически обоснованных расходов, как фундамента планирования и прогнозирования качества жилищно-коммунального обслуживания, которое непосредственно занимается сбором, вывозом и захоронением коммунальных отходов возрастает.

 

2.1. Основными целями повышения объективности формирования экономически обоснованных расходов и их введения являются:

- расчет потребностей в финансировании, достижение рационального планирования районных бюджетов;

- создание условий, при которых повышение расхода будет соответствовать

повышению качества выполняемых работ и предоставляемых услуг.

- создание ценового регулятора на услуги по сбору, вывозу и захоронению

коммунальных отходов, в том числе путем проведения тендеров на этот вид деятельности;

- защита интересов конечных потребителей услуг (населения), предотвращение необоснованного завышения уровня платежей;

- учет платежеспособности потребителей услуг, их возможности и готовности оплачивать услуги по установленной стоимости, соответствующего качества. А также для недопущения увеличения неплатежей (дебиторской задолженности), роста социальной напряженности, в результате повышения числа нуждающихся в субсидиях семей и объема бюджетных средств, необходимых для предоставления этих субсидий.

Обоснование общей потребности в финансовых средствах на сбор, вывоз и захоронение ТБО производится через себестоимость, которая отражает фактические затраты специализированных организаций, сгруппированные по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Полная себестоимость услуг определяется как сумма затрат на выполнение работ по сбору и вывозу  ТБО, а также общеэксплуатационных и внеэксплуатационных расходов.

Себестоимость калькуляционной единицы определяется путём деления полной себестоимости на объём/массу собранных и вывезенных   ТБО.

При расчёте нормативных затрат на сбор и транспортировкуТБО целесообразно учитывать средние расходы на1 рейс спецмашины.

Под одним рейсом понимается однократный совокупный цикл движения спецмашины, начинающийся от первого места сбора ТБО и после объезда спецмашиной контейнерных площадок по установленному технологией перевозок маршруту до полной загрузки спецмашины, заканчивающийся местом захоронения ТБО.

После расчёта средней суммарной себестоимости сбора и вывоза  ТБО за 1 рейс её   пересчитывают на принятую единицу измерения - 1 м3 /1 тонна ТБО.

В данных условиях значение экономически обоснованных расходов, как фундамента планирования и прогнозирования качества жилищно-коммунального обслуживания, которое непосредственно занимается сбором, вывозом  коммунальных отходов возрастает.

Основными целями повышения объективности формирования экономически обоснованных расходов и их введения являются:

- создание ценового регулятора на услуги по сбору, вывозу   коммунальных отходов, в том числе путем проведения тендеров на этот вид деятельности;

- защита интересов конечных потребителей услуг, предотвращение необоснованного завышения уровня платежей;

 

  1. Формирование затрат на услуги по сбору ТБО в домовладениях без мусоропровода

Расчет тарифа на сбор и вывоз бытовых отходов рассчитан на основании Методики расчета тарифа на сбор, вывоз, утилизацию, переработку и захоронение твердых бытовых отходов (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года и предназначена для расчета тарифов на сбор, вывоз, утилизацию, переработку и захоронение твердых бытовых отходов (далее – ТБО).

Затраты на услуги по сбору ТБО в домовладениях складываются из затрат на:

1) содержание контейнеров;

2) содержание контейнерных площадок.

Значительное влияние на себестоимость услуг, а соответственно и расхода на услуги  по сбору ТБО оказывают затраты на содержание парка контейнеров. При этом от объективности определения потребности в контейнерах зависят как затраты на сбор ТБО, так и качество предоставления этих услуг, а также организация процесса их транспортировки, а как следствие – расходы на этот вид работ.

Во-первых, наличие достаточного количества контейнеров способствует поддержанию санитарного состояния города на должном уровне.

Во-вторых, на основании определения потребности в контейнерах для сбора ТБО производится расчет количества спецтехники, протяженности маршрута следования спецтехники, что, в свою очередь, позволяет установить время на сбор и вывоз отходов на каждом маршруте, а также количество рейсов за смену.

При формировании расходов на услуги по сбору ТБО необходимо учитывать технологию и организацию этого процесса для обеспечения экологической безопасности населенных пунктов.

Затраты на прямой вывоз ТБО из домовладений на полигон ТБО складываются  из:

1) затрат на заезды в домовладения (заезды с магистральных улиц и маневры во дворах) (на каждый рейс);

2) затрат на погрузку-выгрузку (на каждый рейс);

3) затрат на пробеги.

Расчёт себестоимости сбора и вывоза бытового мусора.

Калькуляция выполняется из расчета одного рейса по следующим параметрам:

Нормы расхода материальных ресурсов при проведении работ по сбору и вывозу коммунальных отходов, связанные с производством и реализацией услуг специализированных предприятий, группируются по следующим статьям:

1) материалы;

2) топливо;

3) амортизация;

4) ремонт и техническое обслуживание;

5) оплата труда;

6) прочие прямые затраты;

7) цеховые расходы;

8) общеэксплуатационные расходы.

 

3.1 .Особенности формирования затрат на работы по сбору ТБО

Первым этапом системы управления отходами является организация их сбора в местах образования.

Очистка жилых районов от ТБО складывается из различных операций. В основном принято два способа сбора - унитарный и раздельный. При унитарном сборе все отходы помещаются в одном мусоросборнике, при раздельном - ТБО собирают по видам в разные сборники. Эта схема требует специальных транспортных средств для вывоза собранных ТБО, но позволяет собирать сырье для вторичной переработки, пищевые отходы, а также значительно уменьшить объемы отходов, требующих обезвреживания.

Сбор в жилых районах подразделяется на сбор мусора в домах без мусоропровода и с мусоропроводом.

 

И.о. руководителя отдела                                        Н.Абдулхаликова